Постсоветский игродел – суть две крайности. Одна чаша весов – Сталин, марсиане, BigRigs, You Are Empty и им подобные лада-рэйсинг-клубы с лишними DVD в комплекте. Противоположная сторона медали – Илы-2, недавний Apache, Heroes of Might and Magic V, «Периметр», «Космические Рейнджеры» – нишевые, не слишком популярные в мировом масштабе вещицы. И даже едва-едва заполняющие прореху между полюсами S.T.A.L.K.E.R. и Metro 2033 – не суперхиты, пк-шутеров с восьмьюдесятью процентами рейтинга на gamerankings – пруд пруди. Можно еще вспоминать всякие Robocalypse или даже «Дальнобойщиков», но, при любом угле взгляда, они (как и все остальные) займут одно из трех не самых привлекательных мест в таком вот невеселом ранжире.
Двадцать лет спустя после своего распада бывший нерушимый остается настоящей terra incognita для большей части западного игрового сообщества. Что-то на одной шестой делают, иногда неплохо, но чаще – повелевают танцевать, мстить боксерам и пугают убитой физикой на древнем движке. По слухам, один русский сделал «Тетрис», но это было еще во времена perestroika, так что не считается. Тем внезапнее оказались осенне-зимние события в AppStore, в ходе которых одна маленькая игра от московской студии Zeptolab била мировые рекорды моих любимых Angry Birds, получив титул «Самый быстрый миллион проданных копий». Показавшая пернатым кузькину мать Cut The Rope (сократим до такого «сеошного» CtR) сумела достичь отметки с шестью нулями всего за девять дней.
Захватывать сознание игрока она способна куда быстрее. Составляющие для пленения просты. Коробка. Конфетка. Жабообразное существо по имени Ом Ном, сидящее в коробке и просящее конфетку. Леденец болтается на веревочке, которую следует обрезать так, чтобы сладость угодила в рот Ом Ному. Попутно для потехи и открытия новых коробок (каждая из которых содержит аж 25 уровней) надо собрать чупачупсиной три звездочки, привольно висящие в пространстве. Веревочка с леденцом подчиняются законам физики, и на этом то и построены все усложняющиеся головоломки игры.
Постепенно к простейшей системе из ниточки и кругляша добавятся всевозможные приспособления - мыльные пузыри, уносящие сладость вверх, ползунки, позволяющие перемещать привязанную цукерку в разные стороны, приклеенные к стенам коробки резиновые шарики с воздухом - и даже враги в виде паучков, тоже желающих полакомиться. Где-то после первого десятка этапов CtR неумолимо начинает требовать скрупулезного расчета траектории – а подчас и времени обрубания веревки или выпускания воздуха из шара.
«Злобные Птицы» точно так же были построены на четких траекториях и продвинутой физике вместе с обаятельными персонажами и визуальным оформлением высокого качества. Те же обновления в эпизодическом формате, те же социальные возможности Crystal. Издатели, Chillngo, знали, кого брать под крыло. Не надо быть Капитаном Очевидность, чтобы увидеть в этом наборе элементов универсальную схему производства идеальной головоломки для массовой аудитории. Но в то же самое время очень не хочется, чтобы на данной схеме развитие Zeptolab как, не убоюсь этих слов, флагмана нашего геймдева, закончилось.
Потому что, хотя даже Великий и Могучий EDGE Magazine абсолютно по праву упомянул CtR в числе лучших мобильных игр года, и хотя мне очень хочется пристроить куда-нибудь слова про «триумфальное шествие Русской Мысли по айфонам мира» – вести речь о чем-то большем, чем очередной эпизодический триумф, пока рано. Но, возвращаясь к началу текста – всегда есть другой угол обзора. При взгляде с него становится совершенно ясно, что игрулька про косможабу с конфеткой – первый после Самого Тетриса случай, когда наши, российские взяли да и выбрались на первое место безо всяких там оговорок (да, снова с головоломкой, запишем на счет колорита и загадочной души). Станет ли от этого русскому разработчику игр жить лучше и веселей, воскреснет ли .dat, удастся ли Postal 3 – вопросы, конечно, нерешенные. Но уже сейчас мы все знаем одно – и из страны березового ситца есть дорожка к Успеху.
Она, как и везде, открывается перед теми, кто хорошо делает свое дело.
Бысстра бл%ть! | 56.0% |
| ||
Время, вершитель! | 10.4% |
| ||
Ты с кем шутишь? Да ты подумал, бл%? | 33.6% |
|